Подобные инициативы прозвучали на "круглом столе" по перспективам реформирования суда присяжных, проведенном Верховным судом России совместно с Российским государственным университетом правосудия.
Напомним, что согласно поручению президента России, Верховный суд страны совместно с правительством, администрацией президента РФ, Генпрокуратурой и Советом при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека должны до 30 марта подготовить предложения о расширении применения института присяжных заседателей. Сейчас подобные предложения прорабатываются.
По словам заместителя председателя Верховного суда России Владимира Давыдова, сейчас есть два основных предложения, как быть дальше. Первое: сохранить существующую модель и расширить его подсудность. Второе: реформировать институт, сократить число присяжных, но при этом позволить заседателям также разрешать вопросы права. Сегодня, поясним, судьи из народа занимаются только фактами.
Напомним, что в последнее время работы у судов присяжных резко убавилось. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за шесть месяцев прошлого года с участием коллегии присяжных было рассмотрено 164 дела. По ним было осуждено 370 человек, оправдано 58. А всего в судах было рассмотрено более 320 тысяч уголовных дел. Получается, на долю присяжных остается что-то вроде капли в море.
Формально специально никто полномочий судей из народа сильно не урезал, но так вышло само собой: примерно полтора года назад был принят закон, передавший рассмотрение дел по тяжким статьям Уголовного кодекса в компетенцию районных судов. Это было сделано, чтобы разгрузить областные суды, а побочным эффектом стало сокращение полномочий присяжных, так как коллегии судей из народа действуют только при региональных судах. В результате число дел, рассмотренных присяжными, сократилось примерно в два раза.
Когда человеку грозит пожизненное заключение, он по-прежнему имеет возможность потребовать суда присяжных, и дело тогда передадут в областной суд. Но дела, где обвиняемому грозит гораздо меньшее наказание, остаются в районных судах. Надо сказать, что юристы-практики в массе своей всегда с уважением относились к судам присяжных. Весь вопрос только в том, как поступить сейчас. Можно сделать просто: ввести коллегии присяжных в районные суды. Однако, как говорили вчера выступавшие, это дорогой путь. Поэтому обсуждаются и другие варианты.
Например, советник президента России Вениамин Яковлев заявил вчера, что удачной альтернативой могло бы стать участие в судебных процессах народных заседателей.
- В советское время их называли "кивалами", но я и сам был таким "кивалой" 20 лет, - вспомнил Яковлев. По его мнению, такая форма участия граждан в отправлении правосудия обеспечит открытость правосудия и повысит ответственность профессиональных судей.
С такой идеей согласился и зампред Верховного суда Владимир Давыдов. По его словам, концепция реформы, которую он поддерживает, предусматривает, в частности, "по ходатайству обвиняемого возможность рассмотрения дел о некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях в составе профессионального судьи и двух народных судебных заседателей".
- Конкретные составы преступлений можно обсудить, - отметил он. Есть и другие предложения. Например, сократить число присяжных в региональных судах до 7 человек, а районных до 5. Еще одно предложение: проводить специальное обучение присяжных перед процессами. Кстати, как рассказывают эксперты, в царской России обучение присяжных было обязательным, а отказ от участия в заседании коллегии карался уголовным преследованием.